Головна Мапа сайту Контакти
RSS

Новини каналу

Сергей Затула: "Мы раскапываем тайны, рассказываем легенды, но на кофейной гуще по телевизору не гадаем"

Сергей Затула: "Мы раскапываем тайны, рассказываем легенды, но на кофейной гуще по телевизору не гадаем"

10 вересня 2010 | 18:00

Гендиректор К1 категорически не согласен, чтобы канал называли мистико-юмористическим.

К1, который долгое время находился в поисках своей форматной ниши, в преддверии нового сезона объявил о том, что нашел себя: теперь он по будням - таинственный и загадочный, а по выходным - юмористический. При этом генеральный директор К1 Сергей Затула категоричен: слово "мистика" применительно к формату канала неуместно. 

Перед беседой с гендиректором К1 корреспондента ТК предостерегали: мол, Сергей - человек далеко не глупый, поэтому и сидит он на канале "от царя Гороха" - со времен доолигархического троещинского прошлого К1, в девичестве КТМ. А раз так - то в интервью много не расскажет. Да еще в начале беседы Затула сам предупредил, что договариваться с ним будет непросто: "Когда мне говорят, что договориться со мной непросто, я отвечаю: а что же вы хотели? У меня и канал загадочный, и сам я загадочный". Но в итоге разговор получился, хотя некоторые темы гендиректор К1 комментировать не захотел: уклонился от разговора о структуре собственности канала, попросил не ворошить тему обмена логотипами К1 и "Мегаспорта" (ныне - "Мега"). Стало как-то сразу понятно, что спрашивать о "частотных" исках "Интера" и перспективах его работы с Нацсоветом inhouse - просто не имеет смысла. Но вряд ли в этом может привидится загадка, скорее - здравомыслие Затулы и навыки выживания в бизнес-условиях, приближенных к экстремальным.

На интервью Сергей Затула соглашался долго - ТК обратилась с просьбой о беседе еще в феврале, когда К1 вышел с новой сеткой -  чтобы "обкатать" формат, заявить о котором официально решится только накануне начала нового сезона.

- Сергей, вы уже определились с форматом канала и его местом в группе "Интер"? Нашли себя?

- Если помните, К1 всегда был настроен на думающего зрителя. Мы себе никогда в этом плане не изменяли - то есть мы пытались меняться, лавировать, изучать рынок, но никогда не уходили от ориентации на интеллектуальную аудиторию. Был у нас и сложный период, связанный с объективными обстоятельствами на рынке, тот же кризис...

- Смена собственника...

- Это на творческих людей не влияет.

- Вы лукавите...

- О чем вы говорите? Я готов повести вас на экскурсию по каналу, спросите у работающих здесь людей, кто собственник канала. Вам, скорее всего, улыбнутся в лицо и скажут, что директор был и по сей день есть Затула, а кто собственник - народ скорее всего и не знает...

- А вы знаете?

- ... Я бы не хотел, чтобы мы с вами уходили от темы нового сезона. Так вот - в этом году мы усилили эксперимент, еще более заузив аудиторию, и начали продаваться по 18-45. Коллеги могли бы только улыбнуться: мол, ну вы дали жару, сами себя загнали в угол. Но для нас это принципиально, мы сознательно обрубили эти "хвостики" - 14-18 и 45-49, потому что 18-45 - это именно тот зритель, который нас интересует. Вот вы спрашиваете - нашли ли мы себя. А это сложный вопрос. Мы, наверное, одними из первых общенациональных каналов вынуждены искать свою нишу. И, наверное, поступаем очень нестандартно - наша программа в будние и выходные дни принципиально отличаемся. И это не просто так. Я абсолютно уверен, что в будни - человек один, а в выходные - другой. Как и наш К1. В будни мы канал тайн и загадок, а в выходные - развлечений и юмора.

- То есть формат канала остается таким, как вы его опробовали с февраля - мистико-юмористическим?

- Мы слово "мистика" не употребляем. Таинственно-загадочный.

- При тех программах, которые вы заявляете, вашим главным конкурентом на рынке кажется канал СТБ...

- У СТБ много схожих продуктов. Но их программы рассчитаны на совершенно другую аудиторию. Они работают на очень широкого зрителя, а мы работаем на 18-45. Причем рассчитываем на образованного человека. Ведь обратите внимание, за счет чего растет аудитория К1? За счет привлечения аудитории, которая "не занята" другими каналами, когда-то мы ее обозначали "те, кто не смотрит телевизор". Каналы первого эшелона уже собрали своего зрителя. Это так называемый массовый зритель. А вот теперь им необходимо своего зрителя обслуживать, чтобы его не потерять. У нас же никаких обязательств перед массовым зрителем нет. Поэтому мы можем себе позволить работать сугубо на того зрителя, на которого нацелились. Я бы даже сказал так: наш зритель сидит на К1, а СТБ посещает точечно.

- И все же мне сложно представить себе К1 в роли альтернативного телевидения. Например, в роли альтернативы каналу "Интер", старшему каналу группы, ориентированному на самого что ни на есть массового зрителя. Возможно, потому, что сложно назвать альтернативным канал, который транслирует повторы "старшего брата"...

- Когда мне об этом говорят, мне хочется спросить, а с чего вы это взяли? Канал К1 показывал много повторов "Интера" в... 2007 году. Сегодня - 2010-й. И когда переспрашиваешь: "А что же мы сейчас повторяем?", то слышим в ответ...

- "Вечерний квартал".

- И вот тогда я привожу вам контраргумент: К1 показывает в год 52 концерта "Квартала", а телеканал "Интер" показывает от силы 12.

- Но ведь это 52 старых против 12-ти свежих!

- Что значит "свежих"? Пока продукт востребован - он свежий. Поймите, это жизнь. И ни один телевизионный менеджер в мире не поступит по-другому. Но неважно, смотрите: "Квартал" - это один час. Мы показываем концерт плюс повтор. То есть "Квартал" у нас идет два часа в неделю. А телевидение - это 7 дней недели по 24 часа в сутки. Все остальное время мы показываем иной продукт, чем тот, который выходит на "Интере". У нас слишком разные аудитории, чтобы мы могли себе позволить больше повторов.

- На мой взгляд, драматическим моментом К1 в прошлом сезоне был отказ от своих новостей "Один день". Оправдал ли себя этот шаг? Все-таки вы заявляете об ориентации на думающую аудиторию, а новости - это продукт, для такой аудитории интересный...

- Мне очень жаль "Один день". Это была хорошая команда. Хороший проект. Но мы с вами говорим о телевизионном бизнесе. Это как раз тот случай, когда речь идет о соотношении "цена-качество". Механизм новостей нуждается в постоянных серьезных финансовых вливаниях. 

- Но вы закрыли одни новости и запустили 13 новых проектов. Это каким-то образом соизмеримые траты - на одни новости и на 13 новых проектов?

- Сложно вам ответить на этот вопрос. Логика, скорее всего, состояла в том, что на момент закрытия мы уже понимали, что канал будет развиваться как нишевый. И в концепцию нишевого канала новости не вписывались.

- У меня создается ощущение, что "загадочные проекты", молодые ведущие-мужчины, закрытие новостей - все это разом свидетельствует о том, что вы хотите привлечь на канал женскую аудиторию...

- Ни в коем случае. Наш зритель универсален. И если проанализировать наши показатели, то мы очень ровно работаем как на женскую, так и на мужскую аудиторию.

- В прошлом году вы работали с Ледоколом Бахматовым, давали в эфир программу юмористических новостей. Почему вы отказались от этого проекта? По концепции, кажется, она вполне вписывалась - юмор все-таки...

- Юмор юмору рознь. Я, кстати, допускаю мысль, что мы будем производить не только "загадочные" программы для будней, но и свой юмор для выходных. По крайней мере, история сотрудничества с КВН мне пока нравится. Но честно вам скажу, юмор - это проблемная зона. Мы пытаемся работать с очень многими молодыми людьми... Найти остроумов-"короткошуточников" - не проблема, а человека, способного предложить целостный телевизионный проект - тяжело. Учитывая к тому же, что в стране работают такие талантливые ребята, как "95-й квартал", сумевший создать свою школу. Знаете, мы недаром работаем с КВН, и поиск своего юмористического проекта с повестки дня не снимаем. Но в этом сезоне его не будет. Пока. И дело не в том, что мы бы не хотели такого проекта или что мы не были готовы финансово его потянуть. Дело только во вкусе и в том, что пока нет готового сценария, который бы нас устроил. Все эти аргументы касаются и сотрудничества с Бахматовым. Мы искали форму. Нам, с одной стороны, хотелось чего-то более интересного, смешного и в то же время глубокого, с другой - мы убедились, что это не субъективное ощущение от программы - чего-то иного от нее ожидала и наша аудитория: цифры у проекта были низкими. Поэтому это сотрудничество закончилось. Вот и все. 

- Новые проекты, о которых вы упомянули, будут производиться на канале или на продакшнах?

- На разных продакшнах, частично внутрихолдинговых. Это совместные группы - из людей, которые работают на К1, и тех, которые числятся на работе в продакшн-структурах. Например, "07продакшн" нам готовит "Браму часу" по нашему заказу.

- Кинопоказ на канале будет?

- Очень ограниченный. Я бы даже сказал точечный. И только по нашей теме. Ну не можем мы обойтись без Гарри Поттера!

- Для аудитории 18-45?

- Конечно! А вы что, думали, что это детский фильм? Так я вам покажу цифры и графики - ядро аудитории у этого фильма 18-45. Вот так-то. Телевидение - это очень непросто. Вы даже не можете себе представить, как изменилось телевидение с 2000 года...

- А как изменилось?

- Да на 180 градусов развернулось. Раньше было понятно, что нужно зрителю, чего он от тебя ждет. Главное - было мало каналов, и ты мог легко представить, чего не хватает зрителю, у которого есть канал А и канал Б. Чтоб вы понимали: я на К1 с первого дня. То есть не с 2005 года, и даже не с 2000-го.... А более 15 лет,  когда это было еще КТМ. А вы знаете, что канал возник на базе первой студии кабельного телевидения в стране? Потом это каким-то образом стало ну еще не городским, а скорее полугородским кабельным каналом... Мы прошли все этапы - то были кинобудкой, крутили видео из домашнего архива, потом у нас был какой-то бешеный бум авторских проектов: причем утром - решение, вечером - эфир....

- Описываемая вами концепция сегодняшнего К1 напоминает российский канал ТВ3...

- И все-таки мы не такой канал. Приведу вам пример - в нашей "телевизионной одежде" пирс в пустыне, а в их заставках - рука скелета в иллюминаторе. Это же что-то значит? Кстати, мы в новой графике продолжим нашу историю о нереальном в реальном. Обновленную графику зритель увидит 13 сентября - в день старта нового сезона.

- Скажите, на канале К1 возможен проект типа "Битвы экстрасенсов"?

- Нет.

- Почему?

- Потому что он уже много лет идет на СТБ.

- Тогда - не в обиду - я бы сказала, что именно поэтому он и возможен на канале К1...

- А вот эти слова - уже не о нас. Я же не зря вам рассказал о том, что мы ищем новые лица, у нас 13 новых молодых ведущих, никогда до этого не работавших в кадре. Мы ищем новые форматы, хотя, скажу честно, лично я обожаю старые форматы. "Что? Где? Когда?" - мне кажется просто идеальным. Но нужно искать новое.

- Как думаете, из 13 проектов, которые вы запускаете, сколько доживет до конца сезона?

- Смотрите, теоретически мы запускаем все проекты на сезон. Но каждому проекту, каждой творческой группе нарисованы рейтинговые обязательства, в зависимости от их места в сетке. Мы коммерческий канал и работаем не ради процесса, а ради результата. Вы знаете, кроме того, что у меня очень хорошая команда, мы еще все дружим с цифрами - я сам заканчивал мехмат, и менеджеры канала - хорошие аналитики. И мне нравится, как канал растет. Все-таки канал не случайно назван К1. Когда-то случится, что мы станем первыми. Первыми на рынке.

- Когда?

- А мы не спешим.

- Высказывая претензии на первую кнопку, вы угрожаете "Интеру"?

- Я не угрожаю, я констатирую факт. Как у Чехова? Если на стене висит ружье, значит, оно рано или поздно выстрелит.


Джерело: Телекритика

Телепрограма